Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

День молодой семьи дата

Появление праздника

В период СССР почитать святых в обществе было как-то не принято. Однако с распадом Союза дело сдвинулось, и неудивительно, что о Петре и Февронии в первую очередь «вспомнили» на их родине – в городе Муроме. С начала девяностых и вплоть до 2001 года на муромской земле просто почитался день памяти, затем к празднику был приурочен день города.

В 2006 году муромская общественность впервые обратилась к руководству страны с предложением превратить день памяти святых во всероссийский праздник – День любви и семейного счастья. Спустя два года, в 2008, идея нашла поддержку и среди духовенства – представители Русской православной церкви выступили с открытым обращением об учреждении нового праздника.

Впервые День семьи, любви и верности был отпразднован 8 июля 2008 года. Вдохновителем, организатором и главной движущей силой нового праздника стал Фонд социально-культурных инициатив. Идея праздника получила не просто одобрение во всех слоях нашего общества – День семьи выступил в роли объединяющей силы, демонстрирующей моральные ценности нашего народа.

Когда будет День Семьи Любви и Верности в 2019 году

8 июля 2019 года православными отмечается день любви, семьи и верности, основанный на семейной легенде святой супружеской пары из Мурома князя Петра и Февронии.

В жизни этой семьи воплощены черты, которые все традиционные религии России признают идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, милосердие и благотворительность, попечение о различных нуждах своих подданных.

В 13 веке городом Муромом правили князь Петр и княгиня Феврония, которая была дочерью пасечника. Феврония вылечила князя от серьезной болезни. После чего князь полюбил ее и взял в жены, несмотря на разницу в происхождении.

Для этого князь преодолел сопротивление боярского окружения, не пожелавшего подчиняться его жене. Супруги прожили жизнь в верности и любви друг другу и умерли в один день. На смертном одре князь позвал свою жену проститься, она пришла к нему и вместе с ним отошла в мир иной.

Мощи святых покоятся в Свято-Троицком монастыре Мурома. В ХVI веке они были причислены к лику святых и считаются православными покровителями семьи.

Символом праздника выбрана ромашка. Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви.

В день семьи, любви и верности хорошо проводить различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Исторические данные

История о прекрасной любви супругов переполнена разными испытаниями. Ничто не смогло сломить их чувства и веру друг в друга, даже до конца дней мужчина и женщина были рядом. Спустя 3 века после их смерти, церковь назвала Петра и Февронию святыми.

Петр был князем не в первом поколении, и перед началом правления попал в беду, страдал от проказы. Тело было покрыто язвами, а лечение не помогало. В окружении начали поговаривать, что в одном из поселков живет знахарка, знающая немало рецептов отваров, способная исцелять людей. Она стала последней надеждой для князя, который хватался за жизнь.

Как ни странно, но целительницей была милая и добрая дева, которая быстро приготовила снадобье для князя. Он был настолько счастлив, что обещал жениться. Уже тогда Петр понимал, что лучше супруги не найти во всем мире. По возвращению домой мужчина рассказал о планах личной знати, и тогда столкнулся с противоречивыми мнениями. При дворе полагали, будто не может знатный князь связать себя узами брака с простой девушкой. Он был вынужден прислушаться к уговорам, после чего остался в городе, отрекшись от собственных намерений. В наказание за несдержанное обещание, страшная болезнь снова вернулась. На этот раз Феврония вновь не отказала Петру, даже не обмолвилась об обещании князя. Больше молодой правитель не желал никого слушать, и взял в жены эту прекрасную женщину. Злая молва долго ходила по округе, бояре не хотели принимать новую княгиню.

Вопреки злым языкам, брачный союз становился крепче из года в год. В семье никогда не было ссор, царила любовь и взаимопонимание. На протяжении жизни пара была рядом друг с другом, поддерживая и помогая в сложные времена. Супруги дожили до преклонных лет, они были набожными людьми и часто обращались к Богу. Петр стал монахом, его нарекли Давидом. Спутница князя в церкви получила имя Ефросинья, стала монахиней в женском монастыре. До самой смерти пара молила Бога – не разлучать их на земле, чтобы жизнь завершилась в один день.

Наверняка молитвы были услышаны, и князь с княгиней умерли с разницей в несколько часов. Последней волей было лишь желание – покоиться в 1 гробу. Бояре не прислушались к данной просьбе, и подготовили, как положено – 2 гроба. Церемонию прощания организовали в храме Мурома, на следующий день планировались похороны. Народ изумился тому, что утром, вернувшись в храм, они увидели нечто невероятное. Петр и Феврония находились в 1 гробу, а попытки их переложить – не дали должного результата, поэтому последняя воля покойных была выполнена в полной мере.

На данный момент мощи хранятся в Свято-Троицком монастыре, а 8 июля считается Днем смерти влюбленных в православном календаре, обозначается датой для почтения памяти усопших. Обычно в монастырь приходят пары, желающие попросить у Петра и Февронии благословения на крепкий союз и поддержку в построении крепких отношений. Пусть праздник сравнительно молодой, поверья пришли с былых времен. Буквально несколько веков назад, когда народ поклонялся мистике и боялся ее, верил в русалок и нечисть, 8 июля все потусторонние силы устраивали последний пир и могли навредить, но на протяжении лета не тревожили простых людей и моряков.

Погода в праздник способна подсказать, каким выдастся лето. Вдруг день жаркий и светит солнышко, сезон окажется таким же. А вот дождь и прохлада сулят плохую погоду на протяжении 40 дней. Собственно, 8 июля, по негласной традиции, открывается свадебный сезон. Как раз завершается пост, и ничто не является препятствием для того, чтобы связать себя узами брака. Когда свадьба именно 8 июля, вся семейная жизнь пройдет под покровительством святых.

Дата проведения

Российский праздник приурочен памяти святых Петра и Февронии, которые жилы в тринадцатом столетии и имели образцовую семью. Имеет он фиксированную дату, которая не меняется из года в год.

В 2020 году День семьи, любви и верности традиционно будут отмечать 8 июля. Официально он не относится к выходным. Поскольку в 2020 году 8 июля припадает на среду, это будет обычный рабочий день.

День почтения памяти святых выбран не случайно. Дело в том, что 8 июля (по старому календарю – 25 июня) возлюбленные Петр и Феврония умерли. И хотя они оба завещали похоронить их в одном гробу, волю усопших нарушили. Их положили раздельно, но ночью произошло чудо, и они оказались вместе.

История этих святых больше похожа на сказку или легенду. Муромский князь заболел проказой. Все его тело покрылось струпьями, но ночью ему приснился вещий сон. В нем говорилось, что избавить от страданий его сможет простая крестьянка, дочь пчеловода по имени Феврония, проживающая недалеко от Мурома. Князь утром отправился на поиски девушки, и действительно нашел молодую целительницу в небольшой деревеньке. Она хорошо разбиралась в лекарственных травах и обладала невероятным даром.

Феврония согласилась помочь князю, но только, если он женится на ней. Петр согласился на ее условия, а после выздоровления сдержал свое слово. Бояре долго не признавали крестьянку княжной, но ей удалось расположить их к себе своей добротой и великодушием. Петр и Феврония сильно друг друга полюбили, а поэтому никогда не разлучались. Они стали примером идеальной семьи. Канонизировали их в церковном соборе в 1547 году.

День семьи 2018

Несмотря на то, что праздник появился в официальном календаре торжественных дней нашей страны совсем недавно, День семьи, любви и верности стал одним из самых популярных мероприятий. Датой праздника был выбран день православных покровителей семьи и брака Петра и Февронии – в церковном календаре день памяти святых отмечается 8 июля.

День семьи, любви и верности в 2018 году отмечается 8 июля, в воскресенье.

Упоминание в литературных и церковных источниках

В русских летописях нет упоминания о князе Петре, Но в XIII веке в Муроме жил князь Давид с супругой, который принял постриг под именем Петра. О жизни Петра и его супруги информации почти не сохранилось. Однако в 1547 супружеская пара, княжившая в Муроме, оказалась причисленной к лику святых русской церковью. Вскоре появилась известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Возможно, до 16 века в Муроме были какие-то летописи, или записи о житии княжеской пары, завоевавшей преданность горожан своей любовью друг к другу, и на их основе написана повесть. Упоминания о Петре и Февронии есть в книге Филарета Гумилевского «Избранные жития святых» созданной в XIX веке. Между этими произведениями наблюдается разночтения:

В чем разночтения В «Повести о Петре и Февронии», которую создал современник Ивана Грозного Ермолай Еразм В «житиях святых» Епископа Филарета
В именах Мирское имя князя было Петр. Его старшего брата, по чьей просьбе Петр убил змея, от которого наследовал княжение, звали Павел. Девушка назвалась княжескому слуге Февронией. Это их мирские имена. Постриг они приняли под именами Давид и Ефросиния. В миру князя звали Давид, и был он сыном князя Юрия Владимировича Муромского. Старшего брата, который упоминался в повести, звали Владимир Юрьевич. Князь Владимир умер в 18 декабря 1203 года, и княжеский трон перешел князю Давиду.
Будущую супругу односельчане знали, как Ефросинья. Супруги приняли монашеский обет под именами Петр и Феврония.
В дате смерти двадцать пятый день месяца июня. Филарет говорит, что на пасхальной неделе в 1228 году сначала умер сын князя Давида, через несколько дней в эту же неделю представился и сам постриженный князь. В тот же день покинула этот мир Феврония. Дату смерти Филарет указывает, ссылаясь на Родословную книгу русских князей и дворян
Как святые оказались в одном гробу? Монахи не могли похоронить супругов рядом, так как это противоречило монастырскому уставу. Отказавшись от мирской жизни, супруги оказались в разных монастырях. Их похоронили врозь, в отдельных гробах. Филарет повествует, что почувствовав приближение смерти, князь призвал жену к себе. Феврония пришла к нему. Ее смерть наступила в тот же день. Монахи, в соответствии с завещанием, положили супругов в едином гробу. Епископ Филарет нигде не ссылается ни на какие запреты. Он прямо говорит о том, что супруги были похоронены вместе по княжескому завещанию.

Епископ Филарет, как истинный историк церкви, оперирует только историческими сведениями и фактами. Конечно, некоторые события он позаимствовал из повести, но исключил сказочные элементы повествования.

О чем рассказывает повесть

В книге повествуется о том, как встретились князь Петр и простая крестьянка Феврония. Однажды молодой князь отправился на охоту, и, повстречав огненного змия, убил его. Во время битвы кровь змия попала на кожу князя, отчего у него появилась проказа. Никто из муромских целителей не мог излечить князя.

Во сне князь увидел, что ему надо найти бортника (человека, добывающего мед в лесу от диких пчел). Дочь его, простая крестьянка владеет даром целительства, и излечит князя. Девушка, ее звали Феврония, была умна не по годам. Она сначала испытала княжеского гонца на знание мудрости, загадывая загадки. Феврония согласилась вылечить князя при условии, что тот возьмет ее в жены. Князь обманул крестьянку, погнушавшись ее происхождением. Девушка была готова к этому. Она оставила небольшой участок на коже незалеченным, и проказа снова начала расползаться по телу. Князь вынужден был обратиться к ней снова, и на этот раз сдержал данное ей обещание.

Князь Петр наследовал трон после своего брата. Но родственники и знатные муромские бояре не хотели принимать княгиней крестьянскую девушку из рязанской земли. Они поставили князю условие, что он должен отпустить жену, или покинуть Муром. Но князь успел оценить молодую супругу по достоинству, и полюбить ее за понимание и мудрость. Он предпочел покинуть родной город. Собрав на двух кораблях все необходимое и верных себе людей, он по Оке отплыл из Мурома.

Оставшиеся родственники начали борьбу за право княжения, втянули в свои распри народ. В Муромской земле началась смута, грабежи, разбои. Тогда бояре послали за князем гонца с просьбой вернуться. Феврония своей мудростью и кротким нравом заслужила любовь горожан.

Князь многие годы справедливо и мудро правил в Муроме. Его жена тоже заслужила любовь и признание горожан своей кротостью и милосердием. На склоне лет он оставил княжение детям, а сам удалился вместе с женой в монастырь. Приняв монашеское пострижение с именами Давид и Евфросинья, супруги молили Бога о том, чтобы завершить жизненный путь в один день. Они попросили похоронить их тела в едином гробу, который был заготовлен заранее.

Монахи не могли похоронить супругов рядом, так как супруги были пострижены в разных монастырях, и по церковному уставу обоих монастырей их не могли положить вместе Отказавшиеся от мирской жизни, супруги оказались в разных монастырях. Князь Давид принял обет под именем Петра. Князя Петра положили для отпевания в церкви Пречистой Богородицы, а Ефросинью – в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, находившейся за городом. Соответственно, и хоронить их должны были за этими церквями. Наутро люди увидели, что они лежат вместе в соборной церкви в едином гробу из камня, который был высечен по княжескому приказу. Их снова разделили и положили в разные гробы, и на следующее утро история повторилась. Тогда люди восприняли это как волю Божью, и разделять Петра и Февронию не стали.

Автор повести умалчивает о том, было ли это воссоединение делом рук человеческих, или явилось чудом, явленным Господом. Не известно, охранялись ли тела ночью, и могли ли люди князя, соединить их тела. Теоретически, положить тела в одном гробу могли люди князя, которые любили и уважали своего правителя и его мудрую супругу. Князь прекрасно понимал, что монахи не станут вместе хоронить супругов, живших в разных монастырях, и вполне мог поручить своим людям, сделать это.

Верующие же считают, что это воссоединение – милость, явленная Господом в отношении супругов, которые всю свою жизнь хранили друг другу верность.