Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Приватизация земли придомовой территории многоквартирного дома

Законодательная база

Земельный Кодекс наделяет граждан РФ, владеющих жильем в многоквартирном доме, правом использования общего имущества, строений в качестве общедолевой собственности. Процедура реализации такого права описана в Жилищном Кодексе, принятом в 2005 году, однако практическое руководство по данному мероприятию дано только в апреле 2014 года, в обзоре в Обзоре Верховного Суда. Статьей 16 ЖК закреплено право общедолевой собственности на землю, на которой находится дом и иные объекты.  Если сформированного участка нет, уполномоченный решением общего собрания представитель обращается с заявлением в официальные органы власти. После формирования и постановки на государственный учет по кадастру рассматриваемая земля переходит в законное владение всеми собственниками дома.

После получения разъяснений от Верховного Суда, процесс приватизации земель упростился и получил развитие. Благодаря данному шагу, повысилась привлекательность объектов недвижимости в многоквартирных домах с инвестиционной точки зрения.

Можно ли приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома?

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, жильцы дома, владеющие квартирами на основании права собственности, автоматически являются совладельцами всех нежилых помещений и земли под домом, а также вокруг него. Таким образом, приватизация участка как таковая вообще не требуется, это уже сделано. Однако данный момент актуален только для сравнительно новых строений, возведенных после 2005 года.

А вот если дом был построен раньше, есть вероятность, что на него не был оформлен кадастровый паспорт, не было переоформлено право собственности и территория до сих пор принадлежит муниципалитету. В такой ситуации уже придется заниматься данным вопросом, чтобы получить землю в собственность.

Размер придомовой территории

Конкретного указания, какой размер имеет придомовая территория в том или ином случае нет . Сказано лишь, что площадь определяется кадастровым паспортом или иным аналогичным документом. Минимальный размер придомовой территории идентичен площади, которую занимает многоквартирный дом.

В соответствии с ПП (Постановлением Правительства) №491, к придомовой территории относят:

  • Землю под домом.
  • Площадки для занятия спортом.
  • Игровые и детские площадки.
  • Сушилки для белья.
  • Озелененные участки.
  • Общие стоянки для транспорта.
  • Подстанции и так далее.

Оформление придомового участка: порядок действий

Организация общего собрания жильцов На общем собрании должны присутствовать собственники квартир в домах, к которым относится территория. Чтобы решение собрания было признано действующим, надо собрать более 50% жильцов. Все результаты и коллективные решения протоколируются.
Если собственники утвердили проект границ, выбирается ответственное лицо. Представитель будет действовать от имени владельцев квартир.
Подача заявления Необходимо найти и заполнить заявление на переоформление территории в долевую собственность.
Собрать следующие бумаги:

  • протокол собрания жильцов (копии документов для подтверждения факта проведения собрания);
  • список участников;
  • план границ, схему разделения земли на долевое владение;
  • доверенности от собственников, которые не смогли принять участие в собрании.

Заявление и пакет документов направить Комитет земельных ресурсов.

Межевание (требуется не всегда) Для утверждения границ участка потребуется:

  1. оплатить межевание;
  2. подать заявление на формирование границ и установление размеров;
  3. получить акт об осмотре и установлении земельных границ.
Постановка земли на учет Для завершения оформления территории представитель обращается в Росреестр и предоставляет:

  • заявление;
  • технический паспорт и другие документы на объект;
  • бумаги с данными о владельцах, сведениями о многоквартирном доме;
  • квитанцию о выплате пошлины.

Запись о праве собственности на землю вносится в ЕГРП. Участок ставится на учет в кадастровой службе. Представитель жильцов получает техпаспорт на данный объект, свидетельство, подтверждающее право собственности.

После приватизации земля переходит из государственных владений в собственность жильцов многоквартирного дома. Владельцы или управляющая компаний смогут улучшать участок.

Что представляет собой придомовой участок?

Согласно действующему жилищному и градостроительному законодательству придомовой территорией является участок земли, примыкающий к границам многоквартирного жилого дома, имеющая вспомогательный характер для обслуживания дома, его благоустройства и формирования комфортной городской среды. В том числе есть внутренний (закрытый) перечень объектов, которые разрешено возводить на территории двора:

  1. Элементы благоустройства – детские игровые комплексы, скамейки и урны. Сюда же относится озеленение и высадка деревьев, благоприятно влияющих на окружающую среду;
  2. Объекты обслуживания здания и транспортная инфраструктура – в данный перечень входят мусорные контейнеры, устройства для сушки белья, чистки ковров и прочие элементы, которые в частности пришли к нам из прошлых лет. Для личного транспорта жителей могут формироваться стояночные места, гаражные сооружения и паркинг с указанием привязки конкретной машины к своей территории;
  3. Объекты, приносящие дополнительный доход – сюда относят типы построек, которые могут иметь в своей деятельности коммерческий характер. Единственным важным условием является отсутствие претензий со стороны владельцев соседних домов. В противном случае может возникнуть спор, который впоследствии перетечет в судебное разбирательство.

 

Разница в правах и обязанностях до и после приватизации

Права и обязанности зависят от права собственности. Пока земля находится в муниципальной собственности, у жильцов ограничены возможности ей распоряжаться. В частности:

  1. Они не могут повлиять, то есть запретить, строительство рядом новых домов, магазинов или других зданий. Соответственно, уменьшается площадь, которую можно использовать для отдыха и других полезных целей. Возможен шум, скопления посторонних людей и т. д.
  2. Нет возможности запрета и прокладки инженерных коммуникаций, строительства дорог.
  3. Ремонт и благоустройство проводятся не так, как хотелось бы проживающим рядом, а в соответствии с планами местных властей.
  4. Сложнее контролировать качество уборки и затрат на неё.

С другой стороны, жильцы в таком случае несут меньше ответственности.